Пара воссоединилась: спустя четверть века земной и небесный глобусы Блау встретились в экспозиции ГИМ
Когда-то по картам этого мастера учились Петр I и лучшие голландские мореплаватели, а сегодня их работы – большая редкость. В XVII веке в Русском государстве глобусы не изготавливались, первый был создан при Екатерине II. Именно поэтому творения европейских мастеров того времени представляют огромную ценность для истории. Артефакты от Блау хранятся в крупнейших музейных хранилищах мира: например, в Папском музее Ватикана и в Лувре, а их изображения можно найти на полотнах Питера Брейгеля и Яна Вермеера. В России уникальной парой обладает только Государственный исторический музей.
Эксклюзивность экспонатов в том, что они отражают необычное представление людей XVII века об устройстве мира.
Две сферы – два мира
Земной и небесный глобусы были созданы в середине XVII века, в 1640 году, в мастерской семьи Виллема Блау, картографа голландской республики и всей Ост-Индской компании.
С 1594 по 1596 год мастер изучал астрономию и картографию у Тихо Браге, а в 1600 году открыл переменную звезду P Лебедя. С 1603 года Блау поселился в Амстердаме и начал изготавливать глобусы, сухопутные и морские карты. Там же, в 1629 году, он создал свой первый большой атлас, который содержал 60 подробных карт.
Уже в 1633 году Виллема назначили картографом голландской республики, а после и официальным картографом Ост-Индской компании.
Тогда думали, что твердая сфера неба окружает землю снаружи, к ней крепятся звезды и вращаются вокруг нашей планеты. Интересно, что все созвездия на небесном глобусе Блау изображены зеркально, потому как мы смотрим на них не с привычного ракурса земли, а извне, со стороны Бога.
Картография была семейным делом Блау. Сын Виллема, Ян Блау, первым создал совершенный глобус звездного неба северного полушария, однако у него был конкурент – фирма фламандского картографа Йодокуса Хондиуса, которая сразу же представила глобус двух небесных полушарий. Тогда Ян Блау снарядил на собственные средства экспедицию в южную часть Земли, снял карту звездного неба и создал новый глобус. На этом соперничество не закончилось: следом Хондиус выпустил глобус большего размера – 21 дюйм. Ян Виллем не заставил себя ждать и представил миру самый совершенный на те времена глобус в 27 дюймов. Это был триумф мастерской Блау, его рекорд никем так и не был побит. Именно такую сферу легендарного размера теперь можно увидеть в Государственном историческом музее.
Еще одна отличительная черта глобуса – многие вещи на сфере подписаны достаточно непривычным для нас образом. Слова «созвездие», например, даже не существовало на момент создания экспоната. Первым его использовал М. В. Ломоносов, портрет которого неспроста расположен между двумя глобусами в зале музея.
«Медведица на небесной сфере называется медведь больший или меньший, северная корона – венец полночный, созвездие лира – скрипница, млечный пусть – путь широкий, цефей – медведоблюститель, а дельфин – свинья морская», - рассказал Владимир Булатов, старший научный сотрудник отдела письменных источников Государственного исторического музея.
Вторая жизнь
В 1925 году музей выкупил уникальные артефакты у семьи немецкого инженера Э. В. Айспо. В Главной инвентарной книге сохранилась запись о том, что экспонаты обошлись в 25 рублей. В те времена это составляло половину зарплаты учителя начальных классов. На 25 рублей можно было купить 50 метров ситца, ящик махорки или 26 килограммов колбасы. Очевидно, что с семейной реликвией инженеры расстались по большой нужде.
Спустя 60 лет музей впервые приступил к реставрации глобусов. Однако, специалистам быстро стало понятно, что технологии того времени не позволяют восстановить драгоценные экспонаты сложной формы. Более тридцати лет сферы оставались в хранилище музея в разобранном состоянии и даже готовились к списанию.
В 2019 году ГИМ, при финансовой поддержке юридической фирмы «Городисский и партнеры», начал новый этап возрождения глобусов. Но и его могло не быть. Или быть, но не в той форме, что сегодня может видеть любой гость исторического музея.
Как рассказала руководитель административного отдела «Городисский и партнеры» Венера Канукова во время церемонии возвращения глобусов в экспозицию, первоначально планировалось реставрировать только один глобус. Однако, когда сотрудники компании своими глазами увидели состояние артефактов и услышали от работников музея, насколько это важный экспонат, насколько необходимо сохранить глобусы именно в паре, а также печальную историю неудавшейся ранее реставрации, то единогласно решили спасать оба экспоната.
Собрать по крупицам
Парные глобусы Блау – один из редчайших экспонатов в мире картографии. Единственное место в России, где можно вживую увидеть сферы – Государственный исторический музей. Восстановление пары было доверено специалистам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря.
Перед реставраторами стояла сложнейшая задача: восстановить все элементы глобуса, изображения, цвета и сохранить его аутентичность. Наиболее сложный этап - расположение бумажных сегментов на сфере. Специалисты воспользовались оригинальным методом самой мастерской Блау: части увлажняли специальным раствором, а затем соединяли их прямо на глобусе.
«Проект для нас стал профессиональным вызовом, это уникальный случай реставрации, который требовал от нас разработки индивидуального комплекса реставрационных мероприятий. В процессе мы много раз собирали профессиональные советы, решали принципиальные моменты и создавали абсолютно новые схемы работ. В случае с небесным глобусом, до того, как приступить, было проведено множество исследований, а подход стал междисциплинарным. Реставрацию проводила большая команда специалистов и исследователей различного профиля», - рассказала Евгения Мымрина, художник-реставратор высшей категории, сотрудник мастерской реставрации графики, редких книг и документов на бумаге Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря.
Сейчас оценить красоту глобусов и притронуться к истории картографии может любой желающий. Однако, есть вероятность, что спустя некоторое время экспонаты переедут в более защищенное от прямого солнечного света помещение, например, в библиотеку музея.
Источник: Вера Пономарева
Отзывы