«Нам так нельзя, нас за это ругают!». Как школа формирует у детей страх перед ошибками
Часто можно услышать, что богатые от бедных отличаются тем, что первые не боятся начинать и ошибаться. Они начинают, делают, набивают шишки и делают снова. Это и есть предпринимательство. Например, до ставшей популярной игры Angry Birds ее производитель — компания Rovio — выпустила полсотни игр. Ни одна из них не стала хитом. Выстрелили «Злые птички» уже тогда, когда компания была на грани банкротства.
Страх начинать что-то новое — то, с чем многие дети приходят во взрослую жизнь. А многие взрослые годами с ним живут. Этот страх рождается из установок, что надо сразу делать хорошо, а если не сделаешь хорошо с первого раза, то нечего и начинать. Любой изъян нового немедленно оказывается в центре внимания. На этой почве даже взрослые могу годами обдумывать интересные идеи, но так и не начать реализовывать их из страха быть осмеянным за провал.
Ошибки — ценный опыт
Мы часто говорим, что детям не хватает опыта, поэтому они в зоне риска, когда взрослого нет рядом, и стремимся их опекать. Ошибки и реакция на них с самого детства, например, в школе — это контролируемое и безопасное получение опыта. Но вместо того, чтобы быть пространством для формирования людей с устойчивой психикой и стабильной самооценкой, массовая школа часто влияет на детей и родителей с точностью до наоборот.
С самой началки я слышала от дочки эмоциональное: «Нам так нельзя, нас за это ругают!» Когда я предлагала решение домашки не тем способом, каким показывал учитель, в ребенке вместо познавательного интереса к альтернативным решениям просыпался протест — нельзя делать не по единственно правильному предлагаемому шаблону. Нельзя, и точка.
В конце 6-го класса дочка должна была перевестись в другую школу. Результатом двух вступительных тестов по математике стали двойки. Это было, прямо скажем, неожиданно для меня после кучи математических кружков и занятий с репетитором, всё время говорившим, что ребенок точно сдаст. Я села разбираться, что происходит на этих контрольных. И вот что я выяснила: ребенок прекрасно знал все формулы из учебника. Разбирая задачи, также, как и репетитор, я слышала, что ей все понятно и всё хорошо. Момент истины настал, когда я выдала ей задачу и ушла. Вернувшись через полчаса, я застала ребенка над чистым листом. Оказалась, она боялась начать писать, потому что не была уверена, что не сделает ошибку.
За 6 лет в школе ребенок усвоил, что в тетради надо сразу писать правильно и красиво. А поскольку она не была уверена, что решит красиво и верно с первого раза, то вообще не стала ничего писать. Ведь ошибки — это плохо. Таким был ее накопленный к 6-му классу опыт.
Ошибаться не страшно
Впервые мысль, что можно ошибаться, я сама услышала, когда мне было 20 лет. В начале 2000-х пришла работать в международную компанию, которая славилась своей нонконформистской субкультурой. Искать, пробовать, получать опыт и начинать сначала. Ошибки подавались как важный ценный опыт и были частью корпоративной культуры. Для меня это было непривычно и странно. Постепенно эта идея стала звучать у работодателей всё чаще. Следом откликнулись и организаторы конференций, формат «грабли» стал очень модным — прийти и рассказать, что не получилось, где возникли ошибки, и как с ними справлялись.
Потом метод «пробы и ошибок» возродился в виде модного слова «аджайл», которое переняли компании типа Сбера и Яндекса. Под этим понимался запуск нового продукта в рабочем, но неидеальном состоянии. До идеального состояния он как раз и доводился через обратную связь от потребителей, указывавших на «слабые места». Но это уже не считалось ошибкой, это было нормальной частью процесса разработки.
Я прожила почти половину сознательной жизни, прежде чем перестала бояться ошибаться и смогла снять установки страха ошибиться, заложенные в детстве.
Ошибки — важная часть эволюции
Многие великие открытия появились когда-то из-за ошибки. Колумб ошибся с маршрутом в Индию и открыл Америку; изобретатели лекарства от головной боли по ошибке смешали состав с газировкой, и мир почти два века фанатеет от кока-колы; в процессе работы над суперпрочным клеем благодаря ошибке появились клейкие листочки Post it. Таких широко известных изобретений, появившихся благодаря ошибке, немало. Думаю, что каждый человек в течение жизни совершает свои собственные полезные «микрооткрытия» благодаря ошибкам в ежедневных бытовых делах.
Среди философских трудов К. Э. Циолковского есть статья «В каком порядке происходит открытие или изобретение», написанная в 1934 году. В ней, собственно, и описан процесс появления открытий и изобретений. Циолковский пишет, что в открытии нередко участвует несколько человек. Прежде чем получить окончательную форму, оно питается такими предшественниками (формулировки автора):
Фантазёр, сказочник, возбуждающий мысль и желание осуществить её.
То же, но с более умеренной фантазией (Жюль Верн, Уэллс и пр.)
Даровитый мыслитель, независимо от своего образования.
Составитель планов и рисунков.
Моделисты.
Первые неудачные исполнители.
Осуществление.
Обратите внимание на шестой пункт: первые неудачные исполнители — важная часть появления открытий. Кто-то начинает работать над решением задачи, проходит часть пути, но не достигает успеха. Следующие изобретатели продолжают начатый кем-то ранее путь, находят причину неудачи предшественников и идея начинает работать.
Очень радует, что сейчас мы наблюдаем, как в обществе растет понимание важности и ценности поддержки. Насмешки над чужими неудачами становятся неодобряемым поведением. Но эти изменения только начинаются. Пройдет еще много времени до общего понимания важности опыта ошибок.
А пока надеюсь, те, кто прочитает в этом посте о важности неудач, изложенной устами Циолковского, попробуют иначе посмотреть на детские ошибки — не как повод для родительских огорчений и наказаний, а как на источник того самого собственного опыта, которого так не хватает подросткам на старте их взрослой сепарированной жизни. Не бойтесь ошибаться!
Отзывы