Тема возрастной и социальной зависти детей к родителям и родителей к детям, также как тема зависти между братьями и сестрами, является по многим причинам неудобной. О таком виде зависти не принято говорить открыто, часто она не осознаётся участниками диады - завистник и объект зависти. Тем не менее, проблема деструктивности в отношениях детей и родителей, являющаяся производной от зависти, существует. Завистливые атаки выплёскиваются наружу под видом сарказма, обесценивания и раздражения. И как любую проблему её нужно решать, встретившись с драконами своего подсознания лицом к лицу.
Обычно объектом зависти являются красота, успех, деньги, талант, интеллигентность. В зависти между родителями и детьми помимо названных объектов появляется ещё и преимущества, которые даёт возраст. Родители могут завидовать молодости, здоровью, беспечности, сексуальной раскрепощённости детей. Дети могут завидовать общественному положению родителей, респектабельности и размеренности жизни, знаниям, которые приобретаются исключительно с возрастом, также могут завидовать постоянству сексуальной жизни.
Не стоит занимать позицию страуса, зарывающегося головой в песок, обнаружив у себя проявления возрастной зависти.
Ведь зависть можно отнести к базовой категории человеческой психики. Античные мифы, библейские истории рассказывают нам обо всех видах зависти и о возможных трагических последствиях, к которым она может привести, если завистник не обуздает это зеленоглазое чудовище в своей душе.
О завистливых атаках матери к расцветающей женственности дочери написано немало сказок. Здесь и знаменитые «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Морозко».
Из античной Греции к нам дошли мифы о Кроносе, пожирающим своих детей из-за страха потерять власть и жизнь от рук подрастающих сыновей.
Оракул предсказывал Лайю, что тот умрёт от руки своего сына. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорождённого Эдипа и выбросить его у подножья горы. Но младенца Эдипа находит пастух и предсказание оракула сбывается. Эдип убивает своего отца и женится на матери, поскольку не знает, кто его настоящие родители.
Я называю этот феномен «комплекс Мать-и-мачехи»
Пишу эти строки и с горькой улыбкой вспоминаю клиентку, которая обычно начинала наши встречи так: «Гузель, у меня сегодня денег на два часа рыданий за маму». Об этой теневой стороне материнства не принято говорить вслух, но очень часто обесценивание и злость по отношению к дочери продиктованы не объективными «недостатками» дочери, а именно материнской завистью к её достоинствам.
Из-за этических соображений и ограничений объёма статьи не стану останавливаться на конфликтах именитых родителей и неблагодарных чад, которые активно обсуждаются в медийном пространстве.
Если о зависти матери к дочери написано немало сказок, повестей и снято фильмов, правда, мать выступает там под видом мачехи, то внимание общественности к поведению неблагодарных детей приковано не столь пристально.
Для вдохновения пересмотрела фильм Ингмара Бергмана «Осенняя соната» (1978). В центре сюжета встреча взрослой дочери, жены сельского священника с заурядной внешностью, коротающей жизнь в заботе о сестре-инвалиде и воспоминаниях об умершем сыне, и пожилой матери - всемирно известной пианистки, всё ещё красавице, недавно похоронившей мужа, с которым прожила последние тринадцать лет. Мать в роскошном красном платье от Диор смотрится странной экзотической птицей, непонятно по каким причинам залетевшей в маленький сельский домик.
По просьбе дочери она играет этюд Шопена. И опять разительный контраст мы видим между высоко профессиональным, глубоким, чувственным исполнением матери и робким, инфантильным - дочери.
Ночью между матерью и дочерью состоится разговор, в котором дочь обвинит мать во всех своих бедах, бедах отца и болезни младшей сестры. Но мать так же воспитывалась холодной матерью, не знала любви и участия с её стороны, но нашла свою отдушину и психологическую безопасность в музыке. Именно за это её и обвиняет взрослая дочь, которая вышла замуж не любя, потому что не умеет любить. В то время, как сестра-инвалид, чувствуя боль и смятение матери, ползёт к ней, чтобы защитить от нападок старшей сестры. По сути, старшая расправляется со своей стареющей матерью, оказавшейся в полном одиночество, выгоняет её из дома. Дочь застряла в детском инфантилизме, в ловушке своей ревности и зависти.
Я вспоминала во время прогулок последние кадры фильма, где героиня Ингрид Бергман едет в поезде, за окнами которого мелькают осенние пейзажи. Остро почувствовала музыку её жизни: растерянность, зависть дочери, одиночество и служение музыке.
...Я подносила пропревшие листья к лицу, вдыхала аромат разлагающейся листвы, ощущая не блаженство сиротства, но блаженство смирения, увядания природы вокруг и моей личной природы. И в этих скромных, изысканных пейзажах слышала свою музыку.
Почему судьба забросила меня так далеко от детей и внука, почему вместо благодарности я слышу упреки и насмешки?
Растерянность, сожаление и понимание своей миссии на этой Земле.
И это моя осенняя соната…
Подобных примеров можно привести множество, как и тех, когда зависть родителей деформирует детскую психику.
Отдельной строкой зависть сиблингов, братьев, сестёр друг к другу. Практически все библейские истории затрагивают тему сиблинговой зависти.
Первое убийство было совершено братом Каином своего брата. Ведь жертвенные костры скотовода Авеля поднимались выше к небу, чем костры землепашца Каина, следовательно, Бог был более благосклонен к брату Авелю.
В этой статье остановлюсь на светских примерах сиблинговой зависти. Разберем зависть сестёр друг к другу на примере фильма «Что случилось с Бэби Джейн». В основе фильма, снятого в 1962 году Робертом Олдричем, лежит конфликт, замешанный на остром чувстве зависти сестёр к сценическому успеху друг друга.
В детстве Бэби Джейн блистала в кино и водевилях, на её гонорары жила семья, естественно, её интересы, скорее капризы, были поставлены во главу угла. В то время, как её старшая сестра, умница Бланш, всегда находилась в тени звездной сестры.
Прошли годы, милая Бэби растеряла свою привлекательность и порядком надоела продюсерам своими скандальными выходками и пристрастием к алкоголю.
Бланш получила возможность взять реванш, достигла успеха. Теперь уже младшая сестра зависела от неё, поскольку старшая ставила условием своего участия в картине небольшую роль и для своей младшей сестры.
Бэби и не думала выражать благодарность старшей, наоборот, изводила её публичными колкостями и придирками, как в детстве.
В один из вечеров, когда завистливые атаки младшей перешли все границы, Бланш, не справившись с всколыхнувшимися детскими обидами, решила наехать автомобилем на младшую, которая пошла открывать ворота. Бэби Джейн успела отскочить, в то время как Бланш, наехав на железные ворота, повредила позвоночник.
Две сестры вынуждены проживать в роскошном особняке, словно в клетке, прутья которой выкованы завистью и ненавистью друг к другу. «Великолепная» парочка алкоголички и инвалидки намертво сцеплена сиблинговой завистью.
Вражда и конкуренция родных сестер. Это история о мести и невозможности простить успех, которые заставляют бежать в алкогольную зависимость и, буквально, калечат участников конфликта. Сквозь ложь и жестокость мы видим двух зрелых женщин, Бланш и Джейн, у которых никого нет, кроме друг друга. Конец, увы, для обеих печален.
Что мы можем противопоставить ржавчине зависти, разъедающей наши души:
· Чувство собственного достоинства и благодарность родителям, давшим нам жизнь.
· Повышение уровня внутренней культуры посредством рефлексии своих деструктивных поступков.
· Противопоставить зависти здоровую конкуренцию. Дети становятся на плечи своих родителей, чтобы видеть больше и дальше, чтобы достигать новых высот, приумножая копилку родовой истории.
· Укрепление Эго через такие экзистенциальные категории как Добро, Справедливость, Сострадание, Милосердие.
· Из ненависти и неприязни рано или поздно может возникнуть любовь.
· Со временем в брате и сестре, совсем не похожем на меня и в то же время таком же как я, становится возможно разглядеть значимого и близкого человека.
· Ненависть порой физически опасна, конкуренция социально более приемлема, но конец этой схватки может никогда не наступить.
· В душе каждого из нас живут два волка – белый и черный. Только от нас зависит, кому отдать пальму первенства.
Отзывы