То, что воспринимаемая реальность является отражением внутреннего мира человека, идея не новая. Об этом писали философы и исследователи прошлого. И в этом каждый может легко убедиться прямо сейчас. Попробуйте засинхронизироваться с кем-либо относительно описания тех или иных предметов, возьмите что-то простое, нейтральное. Каждый из вас по-разному будет описывать увиденное, сделает разные акценты, по-разному выделит главное. Исходя из чего два разных человека, внешне устроенных абсолютно одинаково, дают разное описание? Они же смотрят на объективные предметы в реальности глазами, которые одинаково устроены и одинаково обрабатывают импульсы. Где находится та система приоритетов, которая заставляет одного человека с первого взгляда обращать внимание, например, сначала на размер, а потом на цвет, а второго - наоборот?
Подобные нюансы восприятия являются следствием того, что у каждого человека есть индивидуальный внутренний мир. И внешние сигналы обрабатываются не только органами чувств, но еще и посредством внутреннего мира, который рационализирует полученные импульсы. А по итогу, мы можем наблюдать простую картину: два одинаковых человека описывают одно и то же яблоко, но каждый из них видит “свое” яблоко. Если мы сравним эти описания и только на основании них попробуем воссоздать предмет объективной реальности, то результат получим разный. И в обоих случаях они будут отличны от первоначального образца.
Еще более сложной становится синхронизация относительно процессов, событий, особенно там, где затрагивается эмоциональная сфера. Люди не только по-разному оценивают, но и по-разному вовлекаются в различные события. В конце-концов, даже близнецы, похожие как две капли воды и воспитанные в одной семье, в одной атмосфере и условиях, в итоге живут разные жизни, по-разному описывают свое детство, и при всей своей похожести, каждый из них имеет собственную индивидуальность и судьбу.
А далее процесс строится еще более интересно. Каким-то, свойственным только ему образом ощущая и обрабатывая внешнюю реальность, человек предпринимает определенные действия. И действиями формирует свою реальность далее. Для примера, возьмем сборку мебели по инструкции. Случалось ли у вас такое, что вы внимательно изучаете инструкцию и в результате собираете что-то, отличное от того, что должно получиться? Реальность в виде инструкции обработана не полностью или с искажениями, далее на основе этих искажений вы собираете не так, как нужно, и собранный стул не соответствует картинке. В вашей реальности появляетесь вы, не способный с первого раза сделать что-то хорошо. Рядом могут быть ваши близкие, а уже в их реальности перед ними будет не просто человек и неверно собранный стул, но и отношение к вам обоим и истории, которая вас связывает. Ваша реальность дополнится обработкой обратных связей от домочадцев, и вот вы уже живете в мире, в котором не можете сделать элементарного, над которым кто-то смеется, а кто-то снисходительно утешает. И этот мир становится вашей реальностью, вашей настоящей жизнью.
Таким образом, идея, что внешняя реальность является отображением внутренних процессов человека, подтверждается. Человек снова и снова проживает свои внутренние процессы, начиная заранее переживать о неудачах, бояться шагов, которые еще не совершал. Что с этим делать? И в чем состоит особенная сложность относительно работы с внутренним миром человека?
Когда мы пытаемся работать с внутренним миром человека, мы упускаем из вида такой фактор, что на помощь мы привлекаем другие внутренние миры. Которые также по-своему обрабатывают поток реальности. Для которых вы и ваше состояние также является частью их внутреннего мира. Насколько прояснит ваше личное, персональное ощущение яблока, если кто-то другой, который видит это яблоко иначе, попытается вам описать его через призму собственного восприятия? Допустим, вы сможете воспринять 100% (но на самом деле значимо меньше) сказанного, и ваше представление о яблоке расширится. Будет ли оно максимально полным и достоверным относительно реального яблока? Кто-то третий, четвертый также могут внести свою часть описания. В какой момент предмет “яблоко” будет охвачен целиком? А что, если то, что описывает вам кто-то другой, будет идти вразрез с тем, что наблюдаете или ощущаете лично вы? Таким образом, нетрудно понять, что чья-то попытка помочь вам расширить или упорядочить ваш внутренний мир на самом деле результата не даст: вы или засомневаетесь в том, что видите сами, или дополните свою картину мира тем, что не наблюдаете, а значит - своего рода фантазией, информацией, которая никак не подтверждается вашим личным опытом (“А король-то голый!”).
Что делать в этом случае? Как помочь себе не только прояснить реальность, расставить в ней все по своим местам, но и, возможно, расширить картину мира? Следуя вышесказанному, логически можно предположить, что для лучшего восприятия реальности необходимо работать с чем-то, что не имеет собственного внутреннего мира - то есть с объективными предметами. Но также неплохо было бы нивелировать влияние и собственного внутреннего мира, ведь сами себе мы не можем предложить никаких новых параметров яблока, кроме тех, которые можем наблюдать. Но много ли вы знаете техник, которые могут работать подобным образом?
Как минимум одна, учитывающая оба описанных выше параметра влияния, существует. Это GSR. Техника устроена таким образом, что позволяет минимизировать участие внутреннего мира человека. Это достигается с помощью использования простых листочков в качестве объективных предметов, тренировки определенных ключей восприятия, универсальных в своей сути и индивидуальных для каждого, а также четкой схемы работы.
Как работает эта техника? На примере яблока это будет выглядеть следующим образом. Вы видите яблоко, как-то его ощущаете и якорите свое восприятие на объективный предмет - листочек. Этот листочек будет включать в себя все механизмы восприятия вашим внутренним миром яблока, которые активировались в момент, когда вы на него смотрели и изучали, в том числе, и те механизмы, которые делали восприятие менее полным, какие-то зоны уводили в неважность и несущественность, что-то показывали более выпукло и ярко, а также сама система акцентов, восприятия, отношения к яблоку. Иными словами, одновременно все то, что вы воспринимаете и то, что вы НЕ воспринимаете относительно объективного предмета. И это первый удивительный момент техники - можно ли каким-то иным образом поймать и зафиксировать то, чего вы не только не воспринимаете, но даже можете не знать, что такая зона, доступная к восприятию, существует?
Далее по схеме данный листочек “разбирается” на отдельные сценарии, формирующие ваш способ восприятия и взаимодействия с этой частью реальности. Каждому сценарию находится исток нарушения восприятия. Не будь этих нарушений, вы бы сразу смогли достоверно увидеть 100% реальности. Именно поэтому прорабатываются нарушения, смещения с чистого восприятия. По итогам работы ваше восприятие меняется, оно расширяется. То, что находилось в слепой зоне - становится наблюдаемым, то, что кричаще бросалось в глаза, становится ничуть не важнее всего остального. И вы, наконец, можете увидеть его - яблоко - таким, какое оно есть. И внезапно выясняете, что когда вы впервые его описывали, вам не пришло в голову, например, учесть обратную сторону яблока, потому что вы видели только его зеленый бок и судили о целом предмете по легко наблюдаемой части, а о существовании красного не догадывались, просто предположив, что и вторая сторона яблока также зеленая. Насколько успешным будет взаимодействие с реальностью, строящееся на основе подобных предположений?
Представьте теперь масштабы и потенциальные результаты, которые можно получить, когда вы прорабатываете таким образом не яблоко. Представьте вместо яблока ваши отношения с близкими, вашу карьеру, ваше хобби, деньги, вашу жизнь. Также, как и в случае с яблоком, здесь присутствуют свои слепые зоны или те, в которые не хочется или лень заглядывать. Но это никак не отменяет их присутствия в вашей жизни и того, что они, продолжая существовать, на вашу жизнь оказывают вполне реальное влияние. И только прояснение этих областей поможет вам увидеть, как вы живете на самом деле, и принять соответствующие меры. Что, в свою очередь, позволит вам не только расставить в собственной картине мира все по своим местам и дополнить новыми подходящими элементами, но и жить далее более полную, более целостную и управляемую жизнь.
Подытоживая, хочу обратить ваше внимание, что помимо практической пользы, это еще и увлекательный путь исследования собственного внутреннего мира и формирования своей реальности. С помощью GSR, в частности, уже с базовым навыком 1 модуля GSR, каждый может начать самостоятельно:
- работать непосредственно со своим внутренним миром и теми проекциями, которые он накладывает на внешний мир, и тем самым больше видеть свою настоящую реальность;
- управлять своим восприятием внешнего мира;
- расширять границы внутреннего мира;
- увеличивать глубину понимания происходящих процессов.
Важно, что человек таким образом может познавать сам себя с различных сторон. Бесконечно. Выходить за то самое ограничение восприятия себя и параметров мира, преодолеть которые на чужих плечах можно только в ограниченном формате, доступном этим самым плечам, но не более. Не требуется никакая внешняя помощь, взгляд со стороны, сверка с кем-то. Потому что никто и никогда не сможет увидеть и понять ваш внутренний мир изнутри лучше, чем вы вами. А познав самого себя, однажды вы сможете прикоснуться к внешней реальности по-настоящему.
P.S. Если вы впервые слышите о GSR, то можно вас поздравить: вы вошли в число счастливчиков, которые раньше других начнут применять эту технику и прикоснутся к новому течению, формирующемуся сейчас в мире, к тому, что становится все более востребованным прогрессивными умами человечества. В статье показана лишь небольшая часть возможностей методики, сама она существенно шире и глубже, и охватывает не только аспекты устройства внутреннего мира человека, но и способы человека вписываться в окружающую среду: социальную, живую и т.д.. GSR помогает не просто решать сиюминутные проблемы и удовлетворять потребности, а отвечает на вопрос: “Как жить дальше, когда все проблемы решены?” GSR — это выход из привычной мотивационной схемы, основанной на фрустрации и убегания от нее, в возможность развития из ресурса и интереса, стремления к познанию, самореализации и далее — в создание Нового, чего никогда не существовало до вас. И это совершенно новая концепция устройства мира. Новое место человека в мире.
Отзывы