«Я друг твоей мамы». Как объяснить ребенку, что не надо общаться с незнакомцами
Не знаю, чем младшая дочь так очаровывает прохожих, но на улице каждый второй ей улыбается и примерно каждый двадцатый пытается заговорить. Хотя дочка и сама не прочь пообщаться. Только мужчин, особенно бородатых, иногда опасается. А со всеми остальными чувствует себя свободно — и с детьми, и со взрослыми. В магазине может, например, ни с того ни с сего помахать продавцу ручкой. А перед Олиной улыбкой даже самые строгие тетеньки не в силах устоять: их суровость тает, как снег под весенним солнышком.
И вот в один из дней Олин папа рассказал мне удивительную историю: наша общительная дочка в ответ на дружелюбное приветствие продавца в магазине посмотрела на нее исподлобья и промолчала. Я удивилась: не может быть! Только не Оля! С чего бы вдруг? А потом вспомнила: как раз накануне я проводила с Олей воспитательную беседу о том, что с чужими взрослыми разговаривать не нужно. Говорили мы об этом в первый раз, поэтому всю информацию я старалась давать мягко, в рекомендательной форме. Я планировала возвращаться к этой теме неоднократно, чтобы у Оли выработалась четкая установка насчет незнакомых людей. И надо же: с первого раза такой неожиданный результат.
Через несколько дней, когда мы были в магазине, продавщица опять улыбалась Оле и что-то ей говорила, а Оля в ответ лишь молчала, нахмурив брови. Было заметно, что стоит это ей немалых усилий воли. Ничего себе, думаю, застращала ребенка. Пришлось исправляться: объяснять дочке, что если родители рядом, общаться с незнакомыми взрослыми все-таки не возбраняется.
И вот я задумалась: вроде как жалко сковывать естественную общительность ребенка
Но а как без этого? Это же безопасность! Тем более — в большом городе. Вот на даче, как я всегда думала, все злые люди остаются за забором, ребенок может спокойно гулять на закрытом участке лет так с пяти. А несколько лет назад я прочитала историю о пропавшей шестилетней девочке. Мама её была дома, готовила обед, время от времени поглядывая в окно. Дочка спокойно гуляла во дворе. А потом вдруг пропала. Сама она ушла или похитили — неизвестно. В тот день девочку так и не нашли, как дальше развивались события — не знаю. Но выводы для себя сделала: даже на дачном участке ребенка одного оставлять нельзя. Даже если он уже может гулять вполне самостоятельно.
У нас, правда, такой проблемы практически никогда не было: за самым маленьким всегда было кому присмотреть из старших детей. Однажды наша Катя (сейчас она уже студентка), когда ей было три года, испортила свои акварельные краски и решила купить новые. Взяла мою сумочку с деньгами, открыла изнутри калитку и пошла покупать краски, никому ничего не сказав. Я и предположить не могла, что она может куда-нибудь уйти сама! Хорошо, что во дворе гуляли бдительные старшие, которые и задержали чересчур самостоятельную барышню.
Недавно и с Олей говорили на эту тему. Она побежала за калитку за старшей дочкой. Та её не пускает, Оля не слушается.
— Ты почему вышла за калитку без спроса? — строго говорю я.
— Я у Маши спросила.
— И что? Маша же тебе не разрешила! А спрашивать надо у мамы или у папы. Без взрослых за калитку выходить опасно. Там может оказаться злой дядька, который маленьких детей в мешок сажает и уносит. Или в машину. Были такие случаи, что маленьких детей воровали чужие люди. И всё! Больше их никто никогда не видел. Представляешь: ни мама, ни папа их не могли найти!
Дочка расплакалась: «Жалко, что их никто не может найти. Скажи, что ты пошутила». Я, конечно, не смогла так сказать. Но и ребенка хотелось успокоить. Попробовала отвлечь — не получается. Слишком уж потрясли ее мои слова. Страшная реальность не для детской психики. Я, конечно, слишком сгустила краски. Но не жалею: пусть ребенок как можно острее прочувствует эту опасность сейчас, на словах, чем потом на деле. «Мам, скажи, что ты пошутила», — с надеждой в голосе опять просит Оля. «Я и сама была бы рада, если б это было только шуткой», — ответила я уклончиво. Но Оля, похоже, поняла мои слова по-своему и успокоилась.
А как бы вы поступили на моём месте? Как вообще найти эту грань между необходимостью сообщить ребенку об опасности в мире и при этом не напугать, не убить в нём желания общаться и доверять людям?
Отзывы