Причем это была не просто первая встреча с новым главой исламской республики, но и знакомство двух политиков — хотя Путин неоднократно бывал в Тегеране, да и в Москве встречался с различными иранскими руководителями, с Пезешкианом они никогда не пересекались. Их знакомство в любом случае состоялось бы в этом месяце, когда в Казани пройдет саммит БРИКС, но Путин решил не ждать еще десять дней, а воспользоваться проходившим в Туркменистане мероприятием.
Причина понятна: ситуация на Ближнем Востоке не просто балансирует на грани большой войны, а постоянно ухудшается. Последняя стадия началась 1 октября, когда Иран ответил на убийство лидеров ХАМАС и "Хезболлы" ракетным ударом по Израилю. Теперь все ждут ответа Израиля, который пообещал смертоносный и неожиданный удар. Он может быть нанесен в любой момент — поэтому Путин и Пезешкиан не стали дожидаться казанских переговоров.
Обе страны нуждаются друге в друге, в том числе в координации своих действий на мировой арене. Включая боевые действия, потому что, хотя Иран напрямую и не участвует в войне с Израилем, его ближайший союзник, ливанская "Хезболла", сейчас находится на линии жесточайшего огня. Вторжение Израиля в Ливан само по себе может вызвать региональный пожар — а если Израиль нанесет удар по Ирану с участием американских сил, то эскалация может принять абсолютно неуправляемый характер. И даже если Тель-Авив ограничится "всего лишь" ударом по иранским энергетическим объектам, ответный иранский удар может привести к самым тяжелым последствиям как для Израиля, так и для мирового нефтегазового рынка.
Значит ли это, что Путин уговаривал Пезешкиана "не бить сильно" в ответ на будущую израильскую провокацию? Конечно, нет — по целому ряду причин.
Во-первых, принципиальные вопросы в Иране решает не президент, а верховный лидер аятолла Хаменеи — тем более если речь идет о вопросах войны и мира.
Во-вторых, повлиять на израильскую сторону Россия сейчас не может — Нетаньяху сам загнал себя на лестницу эскалации и теперь уже не столько не хочет, сколько не может остановиться. Остается, впрочем, надежда на то, что США все-таки смогут заставить Нетаньяху отложить удар как минимум до начала ноября, когда пройдут президентские выборы.
Отзывы